Фестиваль Brave Fest в Нижнем Новгороде


В июле мне посчастливилось побывать на фестивале Brave Fest. Программа была  насыщенная – «Живые книги», мастер-классы, лекции, но благодаря чудесным кураторам – педагогам из Санкт-Петербурга Марии Колосовой и Наталье Боренко я полностью погрузилась в изучение форум-театра Аугусто Боаля.
С 13 и почти до 20 часов мы изучали разнообразные техники, как актёрские, так и психологические, напитывались вдохновением, репетировали, обсуждали, советовались, снова репетировали, выступили с показом 2 остросоциальных сцен, получили огромную порцию аплодисментов и поддержки, а потом остались на тёплое закатное обсуждение.
Аугусто Боаль – бразильский режиссер, новатор театра XX века, создатель «форум-театра» и автор одной из известнейших книг «Театр угнетённых». В современном театральном сообществе у него много последователей по всему миру. В России представителями его театра стали Ада Мухина, Мария Колосова и Наталья Боренко – создатели театрального проекта «Вместе» (г. Санкт-Петербург). 
Боаль начинал свою деятельность в США после знакомства с Джоном Гасснером (теоретик театра, автор книги «Форма и идея в современном театре»), посещал актерскую студию, ставил любительские спектакли. По возвращение в Бразилию работал режиссером в театре «Арена». Боаль делает политические спектакли о классовом угнетении под влиянием философии Маркса. Также на него оказал влияние театр Брехта. Третьим человеком, повлиявшим на Боалая, стал Паулу Фрейре, написавший книгу «Педагогика угнетенных», в которой говорится, что все обучение построено по банковской модели, когда есть некий авторитет (учитель), который вкладывает в учеников знания. Он считал, что свобода мышления и действия должна даваться в процессе обучения, а не транслироваться учителем. Боаль понял, что по тому же принципу банковской модели устроен театр. И он решает изменить ситуацию и разрушить грань между актером и зрителем – привлечь зрителя к созданию спектакля. Для Боаля было важно, чтобы зритель захватил театр.
Существует анекдот про Боаля. Вернувшись в Бразилию, он сочинил политический спектакль, в конце которого актеры брали оружие и призывали зрителей к свержению власти. Этот спектакль возили по деревням, и после очередного показа один из зрителей действительно был готов поднять восстание против власти, поверив актерам.
После этого случая Боаль начал работать непосредственно с жителями деревень, разбираясь с их внутридеревенской жизнью. Так возникла идея «Форум-театра»: когда зрители во время спектакля совместно ищут разрешение поставленной проблемы. 
Для меня весьма убедительным признаком мастерства наших модераторов-кураторов-педагогов стал тот факт, что группа совсем незнакомых людей очень быстро раскрепостилась и стала работать как одно целое. Да, всяческие фишки-игры присутствовали, но не всегда люди даже после них могут так ярко и полно раскрыться, создать единое и почти синхронное творческое поле и с удовольствием творить вместе.
Так что кроме чисто эстетического удовольствия от лекции по форум-театру я получила огромный багаж методик работы с группой, яркие впечатления от творческих людей и спокойную радость, что сама смогла так много воплотить.
Не все могут (и хотят) посещать психологов, психоаналитиков, психотерапевтов, потому что многие не понимают особенностей работы каждого специалиста и боятся, что сходив разок на консультацию, близкие-родственники-коллеги сразу повесят на них табличку "псих".
А совместное проживание знакомых (своих же!) историй в рамках арт-терапии, анализа и поисков решения проблем помогает людям понять, что они не одни, другие тоже сталкиваются с подобными ситуациями, а главное - находят выход.

Кроме собственно культурного компонента, театр Боаля несёт в себе важную психологическую составляющую. "Театр угнетённых" - это не только про различные социальные системы, отживающий своё тоталитаризм, но и про вполне незаметных "угнетённых" и "угнетаемых" в дне сегодняшнем. Старушка и сын-алкоголик, девушка-ромашка и потенциальный хулиган, авторитарная мать и безвольный сын, антагонист-протагонист, спасатель-жертва-агрессор -  треугольник Карпмана, созависимые отношения, цветущие буйно в нашей стране.
Конечно, данный вид взаимодействия особенно подойдёт для жителей мегаполиса и вообще для крупных (и не очень) групп раскрепощенных людей, в провинции он вряд ли придётся ко двору консервативным людям, ну, а вдруг?
Идея наизанимательнейшая.
Почитайте подробнее, кто такой Боаль? 
Как его техники применимы не только к актёрской, а к любой творческой (да и не совсем тоже) работе? 
На что сделать упор новичкам?
Всем советую, особенно педагогам, людям творческих профессий, тем, кто по роду деятельности связан с людьми, а также психологам, студентам, молодёжи, подросткам.

1 комментарий: