«Находка» Владимира Тендрякова




В декабре 2018 года известному советскому писателю Владимиру Федоровичу Тендрякову исполнилось  95 лет, а в 2019 году ожидается другая памятная дата - 35 лет как писатель ушел из жизни. В. Тендряков автор более 30 произведений, которые  изданы на 27 языках мира. По произведениям Тендрякова в советское время было снято несколько художественных фильмов.
Из биографии
Владимир Тендряков родился в 1923 году в Вологодской области. В декабре 1941 года, как только ему исполнилось 18, был направлен в школу младших командиров и уже в июле 1942 года - на фронт. Был тяжело ранен в августе 1943 под Харьковом и после лечения на фронт уже не вернулся. Вернулся домой инвалидом третьей группы, работал школьным учителем (преподавал военное дело), затем - секретарём райкома комсомола.
Закончил Литературный институт им. А. М. Горького, где учился у К. Г. Паустовского. Первый рассказ был опубликован в 1948 году в альманахе «Молодая гвардия». С 1951 по 1953 год Владимир Фёдорович работал внештатным корреспондентом вместе с Владимиром Солоухиным и Александром Рекемчуком  в журнале «Огонёк». С 1955 года полностью посвятил себя литературному труду, став профессиональным писателем.
 О творчестве
Тендряков писал о проблемах советского общества, о жизни в деревне – это были остроконфликтные произведения о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни. Не случайно, начиная с 1960-х годов, практически все произведения Тендрякова сталкиваются с советской цензурой. Многие из них были опубликованы только в годы Перестройки, уже после смерти писателя. Тендряков исследует человека, вдумчиво и глубоко, а главное мерило - человеческая совесть. Первая повесть, обратившей на себя внимание широкого читателя и критики, — «Падение Ивана Чупрова» (1953). В ней происходит анализ нравственного перерождения человека, корыстно пользующегося своим положением. Тема совести и внутреннего суда человека над самим собой разработана  в повести «Не ко двору» (1954), романе «Тугой узел» (1956) , повесть «Чудотворная» (1958) и «Апостольская командировка» (1969).
Герои Тендрякова, как правило, находятся в экстремальных ситуациях, испытывающих на прочность их нравственный потенциал. Можно сказать, что личность в художественной атмосфере произведений Тендрякова помещена в условия достаточно жесткого эксперимента. Так построены повести «Ухабы» (1956), «Суд» (1960), «Тройка, семерка, туз» (1961) и повесть  «Находка» (1965). Почти во всех произведениях разыгрывается драма совести, главная пружина, которой — предательство.
Экранизация произведений
 Произведения писатели экранизировались. По повести «Не ко двору» снят фильм «Чужая родня» (1955). Фильм по роману «Тугой узел» (1956) не был выпущен на экраны. Переснят под названием «Саша вступает в жизнь» и вышел в прокат только в 1988 году. По повести «Чудотворная» в 1958 году снят одноименный фильм. И если первый фильм «Чужая родня» был снят уже через год после выхода романа в 1955 году, последний фильм советского времени - «Кончина» снят в 1989 году. После 26-летнего перерыва в 2015 году режиссер Виктор Демент снова решил обратиться к творчеству Тендрякова.
«Находка»
Повесть «Находка» написана в 1965 году, но и спустя полвека не утратила своей актуальности. Главная проблема повести стоит вне времени – всегда были, есть и, к сожалению, будут существовать матери, бросающие своих детей. Тендряков отразил в своей повести действительный случай, который произошел в 1954 году в Вологодской области, где инспектор рыбнадзора нашел в лесу брошенного младенца. История не сохранила факты, чем закончилось это дело, и как отреагировал на это событие сам инспектор. Но Тендряков смог преобразовать эту трагедию практически в притчу, философское произведение, понятное всем по всему миру, поэтому повесть прекрасно смотрится в современной экранизации.
 О режиссере
Виктор Демент окончил ГИТИС им. Луначарского (актерский факультет), затем - ВГИК (режиссерский факультет, мастерская М.М. Хуциева). Работал в театрах, на телевидении, режиссер неигрового кино, короткометражных фильмов. Фильм «Находка» - дебют в полнометражном художественном кино. 
Актеры
Главную роль инспектора Трофима Русанова исполнил Алексей Гуськов. Известно, что на эту роль претендовал еще и Сергей Гармаш. Но Алексей Гуськов так был увлечен проектом, что ему не помешала даже недавно перенесенная операция на колене. Чтобы полностью ощутить себя в роли главного героя, А.Гуськов отказался от каскадера, сам падал в ледяную реку и кувыркался по крутым склонам.
Жену главного героя играет актриса Надежда Маркина. Мать-кукушку сыграла Анастасия Шевелёва.
Съемки фильма
Съемки фильма проходили в Карелии, вблизи города Медвежьегорска, а также в Финляндии в заповеднике Коли, хотя события в книге разворачивались в Вологодской области. Вот что вспоминает режиссер: «Оказалось, что технически это очень сложно снять, ибо время года, которое происходит, – еще вода, но уже снег. Соответственно, нам пришлось бесконечно ловить погоду, и мы решили сначала снять отдельно снег, а потом ждать целых полгода, чтобы поймать воду и первый снег. И не поймали. В России. Нам пришлось уехать в Финляндию, причем, что интересно, на ту же широту. И там мы это поймали – снег, самый первый лед и открытую воду. Это как раз те обстоятельства, которые сделали ее драматичной для главного героя, когда он, с одной стороны, заблудился, а с другой стороны был лишен своей лодки, чтобы добраться до дома».
Награды и премии
 Картина «Находка» была удостоена престижных кинематографических наград. Фильм отмечен премией кинофестиваля Black Nights в Таллине,  завоевал три награды на фестивале российского кино во французском городе Онфлер:  приз зрительских симпатий, награда за лучший дебют, а исполнитель главной роли Алексей Гуськов был признан лучшим актёром. Алексей Гуськов получил за свою роль приз киносмотра «Амурская осень» в Благовещенске. Операторская работа Алексея Найденова была отмечена премией Кинотавра в 2015 г. Также сценарий фильма был признан лучшим сценарием-экранизацией на открытом конкурсе «ЭКС_ЛИБРИС» в 2009. 
О фильме
Виктора Демент: «Мы хотели снять кино, которое опирается на хорошую литературу. По нашему мнению Владимир Тендряков - это очень хорошая литература. Конечно, сейчас у нас в книжных магазинах его произведений в свободном доступе нет. При этом во Франции в книжном магазине стоит переведенный Тендряков, и не только во Франции. В какую-то минуту этот накопленный опыт человеческого общения стал не очень важен. Мы решили об этом напомнить, вернуться к этому и сделать традиционное кино. Безусловно, в нем много современных вещей, но суть мы постарались оставить ту же, что и в повести».
Фильм смотреть непросто, но важно как рассказана история, с какими внутренними и внешними эмоциями, с каким напором и послевкусием. «Находка» берет именно своей эмоциональной частью – картина невероятно красива, искренна, близка зрителю, она действительно трогает, увлекает и не дает однозначных ответов.
Отличие фильма от книги
Режиссеру фильма пришлось пойти на некоторые изменения, действие перенесено в наши дни, и хотя быт северной деревушки ничуть не изменился, совершенно иным стало зрительское восприятие происходящего на экране. Только этим можно объяснить дополнительную ожесточенность, внесенную в канву фильма. В повести нет эпизода с утонувшим рыбаком, нет сцены попытки самоубийства матери-кукушки, но есть другие события, которые нельзя вместить в реалии сегодняшнего дня.
Образ сына  в книге не прописан совершенно, сын живет далеко и почти никогда не приезжает к родителям. Как говорит жена: «сын пока рос, ни разу у отца на руках не бывал». Поэтому совершенно не удивительно его равнодушие к родителям. В фильме у Русанова - дочь, видимо для большего накала сюжета. Ведь она тоже будущая мать.
В книге именно образ жены, хоть и еле-еле прорисованный, объясняет причины всеобщей нелюбви к Русанову.  В фильме ее роль гораздо больше, чем в книге, но не глубже. По фильму ясно только, что отношения с мужем сложные, основанные не на любви и уважении, а скорее на страхе из серии "а куда пойду?"; но фильм,  не дает ответа, почему так. А в книге причина этого идет из юности Трофима.
После смерти матери, Трофим жил у дяди, «…разносил пойло коровам, обходил лошадей, нянчил детишек, получал затрещины. Когда началась коллективизация (напоминаю, что книга вышла в 1953 году), Трофима вызвали в сельсовет: «Подпиши заявление, что ты батрачил на дядю. Эксплуататор – надо раскулачивать». А у дяди шестеро детей, старший Петька – одногодок Трофима, жалко все же». Ему сказали: «Ах – жалко, а когда ты столько лет на них батрачил не жалко?!» И он подписал бумагу. Всё дядино добро раздали по беднякам, а его со всей семьей отправили на станцию. На прощание он сказал Трофиму: «Столкнемся Трошка на кривой дорожке. Выкормили змееныша за пазухой!» Но ни с кем из них Трофим больше не столкнулся. «Из тех мест, куда их угнали, кривые дорожки вели к богу в рай». Это было первое предательство, хотя и совершенное не по злому умыслу Трофима, а по той социальной справедливости, к которой в то время сводилась жизнь. Оставшись совершенно один, он решил жениться. Жену звали Нюра Петухова – дочка деревенского скомороха (почти юродивого) Сеньки по прозвищу Квас. На свадьбе после первого стакана он сказал Трофиму «Неверный человек – родню за пятак продашь». И ходил по деревне с задорными частушками про Русанова. И ничем его не мог Русанов остановить – ни уговорами, ни кулаками.
«Трофим пошел в район с жалобой — житья нет. Там рассудили — вражеская агитация. Исчез непутевый деревенский скоморох». Это было второе предательство.
Жена Трофима не называла раньше отца иначе — «шут гороховый», а тут перестала глядеть Русанову в глаза. «Нутром чуял — живет через силу, ушла бы, да куда: брюхата на четвертом месяце, с таким прикладом никто не подберет. Пробовал ей доказать, что он-де правильный человек, за правильность-то его и не любят, а у нее в ответ одна унылая песня:
— Уедем скорей отсюда.
И где бы он ни жил, кем бы ни работал — всюду испытывал вражду к себе». 
И только маленький комочек, который Трофим нашел в сторожке и, который доверился ему безоговорочно, вызывал в Трофиме щемящую благодарность. «Быть может, впервые ему  доверился человек», а «его собственная жизнь в эти минуты стала как-то сложнее и ярче». Но и он тоже сначала колебался: «можешь отмахнуться» ведь никто не узнает, люди даже не догадываются о существовании этого ребенка.
Образ Трофима Русанова понятен нам, в жизни встречаются такие люди: принципиальные и бесстрашные сухари-правдолюбы. Им движет острое желание справедливости. Каждый, по мнению Русанова, должен нести наказание за свои проступки, слабость не может являться оправданием, нет и не может быть поблажек тому, кто переступает черту, не важно, в большом или в малом. Но всегда ли  правильно видеть только белое или черное. Полутона, краски жизни проходят мимо Русанова. Но сам-то он всегда ли прав, не совершает ли он сам неправильных поступков в жизни? И как быть с этими предательствами, хотя вроде бы и совершенными не по злому умыслу…
По возвращении Русанов  становится одержим поиском женщины, которая бросила ребенка. Он поднимает на уши полицию и местную администрацию, он ходит по окрестным домам и даже соседним селам в поисках недавно родившей женщины. Трофим пока не представляет, что сделает с ней, но он уверен в неотвратимости порицания. Столкновение же с реальностью окатывает героя ушатом ледяной воды – не ко всему, оказывается, можно подойти с единым мерилом «хорошее-плохое», не все в мире измеряется черно-белой нравственной шкалой, не одного его мучает эта трагедия. Он спасает ее. И меняется сам. Возможно в фильме мотивы поступка мамаши, бросившей своего ребенка, не совсем понятны, но ясно, что не всегда можно только карать и порицать, бывают в жизни обстоятельства непреодолимой силы.
Разрешение на экранизацию повести давала вдова Тендрякова, которая ревностно следила за соответствием сценария первоисточнику. Поэтому, некоторые моменты, которые в повести выглядят психологически понятными, в фильме оказались лишь контурно очерченными, но, тем не менее, фильм состоялся и смотреть его нужно обязательно!

Комментариев нет:

Отправить комментарий