Семейное чтение


 

Интересное издание, которое находится в фонде Отдела методической и инновационной деятельности, «Библиотека семейного чтения: традиции и новации», автор – Шипилова Ирина Захаровна. Cерия «Библиотекарь и время. XXI век», выпуск №158. Ирина Захаровна – заведующая культурным центром имени Погодина библиотеки № 20 ЦБС ЦАО, является разработчиком авторских программ «Книга. Семья. Библиотека», «Книга в кругу семьи», «Воспитание культуры семейных отношений среди воспитанников детских домов».       Данное издание можно рекомендовать библиотекарям, методистам, педагогам, родителям и сотрудникам других учреждений культуры, которые  проводят мероприятия для детей.
И.З. Шипилова

В начале  XXI века как никогда возрос интерес к личности ребёнка. Родители хотят понимать и разбираться в малейших оттенках его эмоций, переживаний, правильно интерпретировать невербальные знаки. Необычайно популярной стала так называемая «гуманная педагогика»,  теоретиками и практиками которой, являются  В. А. Сухомлинский, С.Л. Соловейчик, Ш. Амонашвили, Ю.Б. Гиппенрейтер и Л.В. Петрановская. Автор данного издания также настоятельно рекомендует труды многих педагогов,  как помощь и родителям, и педагогам.
  В данном издании автор поднимает многочисленные проблемы детского чтения. В первой главе проводит экскурс в прошлое, рассказывает о практике совместного чтения в дворянских семьях, затем о подобной тенденции в советское время, приводит хронологию открытия специализированных детских библиотек.
   Автор делает акцент на опыт работы зарубежных коллег:
  • ·        В Дании учреждена особая программа «Позитивное материнство»:  беременным вручают антологию первых сказок «на будущее» и сразу приглашают в библиотеку, где есть манеж и пеленальный столик;
  • ·        В США реализуется подобный проект – сразу после рождения ребёнка родители получают по несколько экземпляров разных изданий, как художественных, так и психолого-педагогических и так в течение первых месяцев жизни чада;
  • ·        В США и Канаде создаются родительские группы громкого чтения;
  • ·        В Канаде разработаны «Правила безопасного пользования интернетом. Руководство для родителей», также разрабатываются списки книг для чтения д\детей и родителей «Читайте вместе!»;
  • ·        В Великобритании родители ежегодно участвуют в выдвижении кандидатов для присуждения призов за лучшую детскую книгу.

  В Москве также  пошли по пути раннего приучения детей к  чтению, привлекая спонсоров и родителей к акции «ЧИТаЛЁНОК» («ЧИТаем с пеЛЁНОК»). Библиотекари старались донести до мам и пап простую истину: чтобы чтение прочно вошло в жизнь ребёнка, нужна предварительная подготовка, он должен слышать чтение родных в кругу семьи.
  Новациями стали следующие воплощённые идеи московских библиотек:
·        Конкурс генеалогии «Моя семья»;
·        Постоянное анкетирование читателей о семейных традициях, ценностях, любимых книгах;
·        Проводится обучение родителей приёмам грамотного, артистичного чтения вслух,  умению составлять вопросы для бесед с детьми о прочитанном и ориентироваться в книжном море с помощью рекомендательной библиографии;
·        Широко распространён учёт типа семей, индивидуальный подход к каждой ячейке общества: тип семей, уровень образования родителей, профессии, возраст детей и родителей, число детей, хобби и т.д.

  Автор выделяет  важное направление деятельности библиотек семейного чтения – обучение молодых матерей, чьё детство совпало с периодом 90–х годов в России. Ведь одной из важных причин дефектов семейного чтения является неподготовленность матери к воспитанию детей средствами литературы и общая педагогическая неграмотность родителей.
   По утверждению Ирины Захаровны, задача библиотек не в том, чтобы подменять собой клубные учреждения, а в том, чтобы воспитывать читателя. Особый акцент в издании сделан на работы Василия Александровича Сухомлинского, чьи педагогические принципы базируются на двух столпах – семья и Отечество.
  В свете современного подхода к обучению, воспитанию и развитию ребёнка дошкольного возраста основным является личностно-ориентированный подход. Ребёнок со своим внутренним миром, уровнем развития умственных способностей, интересами является центром всего воспитательного процесса
   В основу педагогики В.А. Сухомлинского положено несколько принципов. Они естественно вытекают один из другого и каждый из них, как считал педагог, является значимым в воспитании всесторонне развитой личности.
Фундаментом всей педагогики Василия Александровича является принцип неповторимости каждого ребёнка. И, как следствие, вытекающий  из этого, другой принцип – отсутствие бездарных, неспособных детей. Естественно, гениями и вундеркиндами  рождается мало детей, но это вовсе не значит, что другие глупы и бесталанны. Ошибок в воспитании и образовании  легко избежать, если применять принцип учёта умственных способностей детей.
 Василий Александрович считал, что педагог обязан подобрать к каждому ребёнку ключик, найти свой подход. А этого невозможно добиться, если воспитатель и учитель не увидят в каждом ребёнке личность и не признают её. Как следствие, к ребёнку надо относиться с достоинством, не ранить его гордость, а своим добрым отношением и примером добиваться, чтобы воспитанники захотели стать ещё лучше. Главная задача педагога – сделать жизнь ребёнка радостной, счастливой, ведь радость – это позитивная эмоция. Отсюда следующий принцип – получение только позитивных эмоций от процесса обучения и воспитания.  А это можно достичь, если ребёнок будет не только сторонним наблюдателем, а будет сам принимать активное участие в процессе –  принцип экспериментального подхода.
В.А.Сухомлинский считал, что дети от педагога должны видеть и  чувствовать человеческое, доброе, сердечное отношение. Отсюда вытекает принцип чуткости и такта по отношению к детям.
    Когда Василия Александровича  однажды спросили. Что он считает самым главным в своей жизни, он ответил: «Любовь к детям». И именно эту любовь он пронёс через всю свою педагогическую жизнь. Сухомлинский считал, что педагог (воспитатель и учитель) должен стать для ребёнка таким же дорогим и близким человеком, как мать. Вера воспитанника в педагога. Взаимное доверие. Доброта, человечность – вот то, что необходимо воспитателю.
  Одной из концептуальных идей Сухомлинского является его отношение к прекрасному. Среди разнообразных способов воспитания - воспитание красотой стоит на первом месте. Сухомлинский сначала учит чувствовать. Видеть красоту искусства, и, наконец, подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Воспитание чувств – самое тяжёлое в работе педагога.
Одна пословица гласит: «Ученье и труд рядом идут», но далеко ли они заведут, если нет рядом красоты. От красоты природы до красоты слова, музыки, живописи.
Слова и книга – главный способ эстетического воспитания. Сухомлинский не агитирует за эстетическое воспитание. Он показывает, что без эстетического воспитания никакого воспитания вообще нет.
Дать ребёнку радость поэтического вдохновения. Разбудить в его сердце живительный источник  поэтического творчества – важная задача. Привлекая ребёнка к миру прекрасного, Василий Александрович всегда использовал ряд психологических моментов:
- воспитание прекрасным базируется на позитивных эмоциях;
- мир прекрасного для ребёнка начинается в семье.
В педагогике Сухомлинского существует культ матери, как самого близкого, дорогого, прекрасного существа для человека.
   В нашем фонде есть ряд книг этого выдающегося педагога, которые также можно использовать для методических разработок в отделах.

  Практически в сборнике «Библиотека семейного чтения» представлены не только формы работы, но и существенный теоретический материал, а также рекомендации книг по различным направлениям.
  Мне показалось очень правильным, что автор в списках литературы приводит многих  советских авторов: В. Драгунского, В. Голявкина, А. Лиханова - показывая тем самым, что проблемы отношений в семье и школе остались прежними, а вот взгляд на эти трудности поменялся, и что книги писателей могут быть востребованы, помочь в том самом «воспитании чувств».
  Также краткий перечень форм работы в библиотечную «копилочку»:
·        Семейные дискуссии о литературных произведениях;
·        Семейные литературные игры как отдельное мероприятие;
·        Создание электронных портфолио самых активных читателей, в  том числе на основании семейных читательских формуляров с обязательным подведением итогов (например, в конце года) и вручением призов;
·        Подготовка раздаточного материала  - после каждой книжно-иллюстративной выставки «обогащать» читателей рекомендательными списками по теме.
С подробными сценариями мероприятий  и акций можно ознакомиться в приложениях к изданию.    

Комментариев нет:

Отправить комментарий