Интересное издание, которое находится в фонде Отдела методической и инновационной деятельности, «Библиотека семейного чтения: традиции и новации», автор – Шипилова Ирина Захаровна. Cерия «Библиотекарь и время. XXI век», выпуск №158. Ирина Захаровна – заведующая культурным центром имени Погодина библиотеки № 20 ЦБС ЦАО, является разработчиком авторских программ «Книга. Семья. Библиотека», «Книга в кругу семьи», «Воспитание культуры семейных отношений среди воспитанников детских домов». Данное издание можно рекомендовать библиотекарям, методистам, педагогам, родителям и сотрудникам других учреждений культуры, которые проводят мероприятия для детей.
И.З. Шипилова |
В начале XXI века
как никогда возрос интерес к личности ребёнка. Родители хотят понимать и
разбираться в малейших оттенках его эмоций, переживаний, правильно
интерпретировать невербальные знаки. Необычайно популярной стала так называемая
«гуманная педагогика», теоретиками и
практиками которой, являются В. А.
Сухомлинский, С.Л. Соловейчик, Ш. Амонашвили, Ю.Б. Гиппенрейтер и Л.В. Петрановская.
Автор данного издания также настоятельно рекомендует труды многих
педагогов, как помощь и родителям, и
педагогам.
В данном
издании автор поднимает многочисленные проблемы детского чтения. В первой главе
проводит экскурс в прошлое, рассказывает о практике совместного чтения в
дворянских семьях, затем о подобной тенденции в советское время, приводит
хронологию открытия специализированных детских библиотек.
Автор делает
акцент на опыт работы зарубежных коллег:
- · В Дании учреждена особая программа «Позитивное материнство»: беременным вручают антологию первых сказок «на будущее» и сразу приглашают в библиотеку, где есть манеж и пеленальный столик;
- · В США реализуется подобный проект – сразу после рождения ребёнка родители получают по несколько экземпляров разных изданий, как художественных, так и психолого-педагогических и так в течение первых месяцев жизни чада;
- · В США и Канаде создаются родительские группы громкого чтения;
- · В Канаде разработаны «Правила безопасного пользования интернетом. Руководство для родителей», также разрабатываются списки книг для чтения д\детей и родителей «Читайте вместе!»;
- · В Великобритании родители ежегодно участвуют в выдвижении кандидатов для присуждения призов за лучшую детскую книгу.
В Москве также пошли по пути раннего приучения детей к чтению, привлекая спонсоров и родителей к
акции «ЧИТаЛЁНОК» («ЧИТаем с пеЛЁНОК»). Библиотекари старались донести до мам и
пап простую истину: чтобы чтение прочно вошло в жизнь ребёнка, нужна
предварительная подготовка, он должен слышать чтение родных в кругу семьи.
Новациями стали следующие воплощённые идеи
московских библиотек:
·
Конкурс генеалогии «Моя семья»;
·
Постоянное анкетирование читателей о семейных
традициях, ценностях, любимых книгах;
·
Проводится обучение родителей приёмам грамотного,
артистичного чтения вслух, умению
составлять вопросы для бесед с детьми о прочитанном и ориентироваться в книжном
море с помощью рекомендательной библиографии;
·
Широко распространён учёт типа семей, индивидуальный
подход к каждой ячейке общества: тип семей, уровень образования родителей,
профессии, возраст детей и родителей, число детей, хобби и т.д.
Автор
выделяет важное направление деятельности
библиотек семейного чтения – обучение молодых матерей, чьё детство совпало с
периодом 90–х годов в России. Ведь одной из важных причин дефектов семейного
чтения является неподготовленность матери к воспитанию детей средствами
литературы и общая педагогическая неграмотность родителей.
По утверждению Ирины Захаровны, задача
библиотек не в том, чтобы подменять собой клубные учреждения, а в том, чтобы
воспитывать читателя. Особый акцент в издании сделан на работы Василия
Александровича Сухомлинского, чьи педагогические принципы базируются на двух
столпах – семья и Отечество.
В свете
современного подхода к обучению, воспитанию и развитию ребёнка дошкольного
возраста основным является личностно-ориентированный подход. Ребёнок
со своим внутренним миром, уровнем развития умственных способностей, интересами
является центром всего воспитательного процесса
В основу
педагогики В.А. Сухомлинского положено несколько принципов. Они естественно
вытекают один из другого и каждый из них, как считал педагог, является значимым
в воспитании всесторонне развитой личности.
Фундаментом всей педагогики Василия Александровича
является принцип неповторимости
каждого ребёнка. И, как следствие, вытекающий из этого, другой
принцип – отсутствие бездарных,
неспособных детей. Естественно, гениями и вундеркиндами рождается
мало детей, но это вовсе не значит, что другие глупы и бесталанны. Ошибок в
воспитании и образовании легко избежать, если применять принцип учёта умственных способностей детей.
Василий Александрович считал, что
педагог обязан подобрать к каждому ребёнку ключик, найти свой подход. А этого
невозможно добиться, если воспитатель и учитель не увидят в каждом
ребёнке личность и не признают её. Как следствие, к ребёнку
надо относиться с достоинством, не ранить его гордость, а своим добрым
отношением и примером добиваться, чтобы воспитанники захотели стать ещё лучше.
Главная задача педагога – сделать жизнь ребёнка радостной, счастливой, ведь
радость – это позитивная эмоция. Отсюда следующий принцип – получение
только позитивных эмоций от процесса обучения и воспитания. А
это можно достичь, если ребёнок будет не только сторонним наблюдателем, а будет
сам принимать активное участие в процессе – принцип экспериментального
подхода.
В.А.Сухомлинский считал, что дети от педагога должны
видеть и чувствовать человеческое, доброе, сердечное отношение. Отсюда
вытекает принцип чуткости и такта по отношению к детям.
Когда
Василия Александровича однажды спросили. Что он считает самым главным в
своей жизни, он ответил: «Любовь к детям». И именно эту любовь он пронёс через
всю свою педагогическую жизнь. Сухомлинский считал, что педагог (воспитатель и
учитель) должен стать для ребёнка таким же дорогим и близким человеком, как
мать. Вера воспитанника в педагога. Взаимное доверие. Доброта, человечность –
вот то, что необходимо воспитателю.
Одной из
концептуальных идей Сухомлинского является его отношение к прекрасному. Среди
разнообразных способов воспитания - воспитание красотой стоит на первом месте.
Сухомлинский сначала учит чувствовать. Видеть красоту искусства, и, наконец,
подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда,
его поступков и жизни. Воспитание чувств – самое тяжёлое в работе педагога.
Одна пословица гласит: «Ученье и труд рядом идут», но
далеко ли они заведут, если нет рядом красоты. От красоты природы до красоты
слова, музыки, живописи.
Слова и книга – главный способ эстетического
воспитания. Сухомлинский не агитирует за эстетическое воспитание. Он
показывает, что без эстетического воспитания никакого воспитания вообще нет.
Дать ребёнку радость поэтического вдохновения.
Разбудить в его сердце живительный источник поэтического творчества –
важная задача. Привлекая ребёнка к миру прекрасного, Василий Александрович
всегда использовал ряд психологических моментов:
- воспитание прекрасным базируется на позитивных
эмоциях;
- мир прекрасного для ребёнка начинается в семье.
В педагогике Сухомлинского существует культ матери,
как самого близкого, дорогого, прекрасного существа для человека.
В нашем фонде есть ряд книг этого
выдающегося педагога, которые также можно использовать для методических
разработок в отделах.
Практически в сборнике «Библиотека семейного
чтения» представлены не только формы работы, но и существенный теоретический
материал, а также рекомендации книг по различным направлениям.
Мне показалось очень правильным, что автор в
списках литературы приводит многих
советских авторов: В. Драгунского, В. Голявкина, А. Лиханова - показывая
тем самым, что проблемы отношений в семье и школе остались прежними, а вот
взгляд на эти трудности поменялся, и что книги писателей могут быть
востребованы, помочь в том самом «воспитании чувств».
Также краткий перечень форм работы в библиотечную
«копилочку»:
·
Семейные
дискуссии о литературных произведениях;
·
Семейные
литературные игры как отдельное мероприятие;
·
Создание
электронных портфолио самых активных читателей, в том числе на основании семейных читательских
формуляров с обязательным подведением итогов (например, в конце года) и
вручением призов;
·
Подготовка
раздаточного материала - после каждой
книжно-иллюстративной выставки «обогащать» читателей рекомендательными списками
по теме.
С
подробными сценариями мероприятий и
акций можно ознакомиться в приложениях к изданию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий