В последнее время растет число случаев осознанного лишения себя жизни – суицид. По данным ВОЗ в классификации причин именно такого рода смертности у населения занимает третье место (после сосудистых и онкологических заболеваний), а в подростковом возрасте - второе (после несчастных случаев).
Библиотека как центр информационной и
духовно-нравственной жизни местного сообщества не может остаться в стороне от
данной проблемы. Свою миссию в этом вопросе библиотека видит в бережном и
внимательном отношении к пользователям, особенно подросткам. Все доступные нам
средства и формы работы мы используем для активного вовлечения детей в процесс чтения,
участия в мероприятиях библиотеки, осознания себя как личности и создаем
комфортную обстановку для творчества и самореализации.
Мы предлагаем небольшую памятку родителям, учителям и
всем заинтересованным в решении данной проблемы.
Выделяют 4 причины суицидальных наклонностей:
· беспомощность;
· безнадежность;
· чувство
собственной незначимости.
Специалисты отмечают во внешнем поведении детей и
подростков ряд изменений, которые
могут свидетельствовать о их намерениях:
· недостаток
сна или повышенная сонливость;
· нарушение
аппетита;
· признаки
беспокойства, вспышки раздражительности;
· усиление
чувства тревоги, печальное настроение;
· признаки
вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;
· неряшливый
внешний вид;
· усиление
жалоб на физическое недомогание;
· склонность
к быстрой перемене настроения;
· отдаление
от семьи и друзей;
· излишний
риск в поступках;
· выражение
безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных
похоронах;
· открытые заявления: "Ненавижу жизнь"; "Не могу больше этого выносить"; "Жить не хочется"; "Никому я не нужен".
При проведении беседы с подростком, размышляющем о
самоубийстве, рекомендуется:
· правильно
формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей
ситуации и о том, какая помощь необходима;
· не
выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые высказывания;
· не
спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожн;
· оцените
серьезность намерений и чувств ребенка, скорее всего ему срочно нужна помощь,
· оцените
глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, - это может быть серъезным
поводом для тревоги,
· внимательно
отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам;
· не
бойтесь спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.
Рекомендации родителям
· ни
в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения
физического и психического здоровья ребенка;
· анализировать
вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
· учить
ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения,
предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться
вопросом: "Что будет, если...";
· воспитывать
в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о
тревогах, сомнениях, страхах;
· не
опаздывать с ответами на его вопросы по проблемам физиологии;
· не
иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым
физически и морально, помочь и поддержать его, указать возможные пути решения
возникшей проблемы.
Оптимизация межличностных отношений в школе
Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:
· внушать
им оптимизм и надежду;
· проявлять
сочувствие и понимание;
· осуществлять
контроль за поведением ребенка;
· анализировать
его отношения со сверстниками.
Если учитель замечает изменения в поведении ребенка, ухудшение его эмоционального состояния, необходимо срочно подключить к работе с ребенком школьного психолога и предупредить родителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий