Как не упустить подростка! Памятка по профилактике суицидального поведения у детей и подростков

 


     В последнее время растет число случаев осознанного лишения себя жизни – суицид. По данным ВОЗ в классификации причин именно такого рода смертности у населения занимает третье место (после сосудистых и онкологических заболеваний), а в подростковом возрасте - второе (после несчастных случаев). 

Библиотека как центр информационной и духовно-нравственной жизни местного сообщества не может остаться в стороне от данной проблемы. Свою миссию в этом вопросе библиотека видит в бережном и внимательном отношении к пользователям, особенно подросткам. Все доступные нам средства и формы работы мы используем для активного вовлечения детей в процесс чтения, участия в мероприятиях библиотеки, осознания себя как личности и создаем комфортную обстановку для творчества и самореализации.

Мы предлагаем небольшую памятку родителям, учителям и всем заинтересованным в решении данной проблемы.

Выделяют 4 причины суицидальных наклонностей:

                ·  изоляция;

·  беспомощность;

·  безнадежность;

·  чувство собственной незначимости.

Специалисты отмечают во внешнем поведении детей и подростков ряд изменений, которые могут свидетельствовать о их намерениях:

·  недостаток сна или повышенная сонливость; 

·  нарушение аппетита;

·  признаки беспокойства, вспышки раздражительности;

·  усиление чувства тревоги, печальное настроение;

·  признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;

·  неряшливый внешний вид;

·  усиление жалоб на физическое недомогание;

·  склонность к быстрой перемене настроения;

·  отдаление от семьи и друзей;

·  излишний риск в поступках; 

·  выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;

·  открытые заявления: "Ненавижу жизнь"; "Не могу больше этого выносить"; "Жить не хочется"; "Никому я не нужен".

 Профилактика суицидального поведения детей и подростков

 Прежде всего необходимо помнить, что за любое подобное поведение ребенка в ответе взрослые.

При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:

         ·  внимательно слушать собеседника;

·  правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

·  не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые высказывания;

·  не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожн;

·  оцените серьезность намерений и чувств ребенка, скорее всего ему срочно нужна помощь,

·  оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, - это может быть серъезным поводом  для тревоги,

·  внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам;

·  не бойтесь спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.


Рекомендации родителям 


·  ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

·  анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

·  учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";

·  воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

·  не опаздывать с ответами на его вопросы по проблемам физиологии;

·  не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы. 

Оптимизация межличностных отношений в школе

Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:

          ·  вселять у детей уверенность в своих силах и возможностях;

·  внушать им оптимизм и надежду;

·  проявлять сочувствие и понимание;

·  осуществлять контроль за поведением ребенка;

·  анализировать его отношения со сверстниками.

Если учитель замечает изменения в поведении ребенка, ухудшение его эмоционального состояния, необходимо срочно подключить к работе с ребенком школьного психолога и предупредить родителей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий