В июле мне
посчастливилось побывать на фестивале Brave Fest. Программа была
насыщенная – «Живые книги», мастер-классы, лекции, но благодаря чудесным
кураторам – педагогам из Санкт-Петербурга Марии Колосовой и Наталье Боренко я
полностью погрузилась в изучение форум-театра Аугусто Боаля.
С 13 и почти
до 20 часов мы изучали разнообразные техники, как актёрские, так и
психологические, напитывались вдохновением, репетировали, обсуждали,
советовались, снова репетировали, выступили с показом 2 остросоциальных сцен,
получили огромную порцию аплодисментов и поддержки, а потом остались на тёплое
закатное обсуждение.
Аугусто
Боаль – бразильский режиссер, новатор театра XX века, создатель «форум-театра»
и автор одной из известнейших книг «Театр угнетённых». В современном
театральном сообществе у него много последователей по всему миру. В России
представителями его театра стали Ада Мухина, Мария Колосова и Наталья Боренко –
создатели театрального проекта «Вместе» (г. Санкт-Петербург).
Боаль
начинал свою деятельность в США после знакомства с Джоном Гасснером (теоретик
театра, автор книги «Форма и идея в современном театре»), посещал актерскую
студию, ставил любительские спектакли. По возвращение в Бразилию работал
режиссером в театре «Арена». Боаль делает политические спектакли о классовом
угнетении под влиянием философии Маркса. Также на него оказал влияние театр
Брехта. Третьим человеком, повлиявшим на Боалая, стал Паулу Фрейре, написавший
книгу «Педагогика угнетенных», в которой говорится, что все обучение построено
по банковской модели, когда есть некий авторитет (учитель), который вкладывает
в учеников знания. Он считал, что свобода мышления и действия должна даваться в
процессе обучения, а не транслироваться учителем. Боаль понял, что по тому же
принципу банковской модели устроен театр. И он решает изменить ситуацию и
разрушить грань между актером и зрителем – привлечь зрителя к созданию
спектакля. Для Боаля было важно, чтобы зритель захватил театр.
Существует
анекдот про Боаля. Вернувшись в Бразилию, он сочинил политический спектакль, в
конце которого актеры брали оружие и призывали зрителей к свержению власти.
Этот спектакль возили по деревням, и после очередного показа один из зрителей
действительно был готов поднять восстание против власти, поверив актерам.
После этого
случая Боаль начал работать непосредственно с жителями деревень, разбираясь с
их внутридеревенской жизнью. Так возникла идея «Форум-театра»: когда зрители во
время спектакля совместно ищут разрешение поставленной проблемы.
Для меня
весьма убедительным признаком мастерства наших модераторов-кураторов-педагогов
стал тот факт, что группа совсем незнакомых людей очень быстро раскрепостилась
и стала работать как одно целое. Да, всяческие фишки-игры присутствовали, но не
всегда люди даже после них могут так ярко и полно раскрыться, создать единое и
почти синхронное творческое поле и с удовольствием творить вместе.
Так что кроме чисто эстетического удовольствия
от лекции по форум-театру я получила огромный багаж методик работы с группой,
яркие впечатления от творческих людей и спокойную радость, что сама смогла так
много воплотить.
Не все могут (и хотят) посещать психологов,
психоаналитиков, психотерапевтов, потому что многие не понимают особенностей
работы каждого специалиста и боятся, что сходив разок на консультацию,
близкие-родственники-коллеги сразу повесят на них табличку "псих".
А совместное проживание знакомых (своих же!)
историй в рамках арт-терапии, анализа и поисков решения проблем помогает людям
понять, что они не одни, другие тоже сталкиваются с подобными ситуациями, а
главное - находят выход.
Кроме
собственно культурного компонента, театр Боаля несёт в себе важную
психологическую составляющую. "Театр угнетённых" - это не только про
различные социальные системы, отживающий своё тоталитаризм, но и про вполне
незаметных "угнетённых" и "угнетаемых" в дне сегодняшнем.
Старушка и сын-алкоголик, девушка-ромашка и потенциальный хулиган, авторитарная
мать и безвольный сын, антагонист-протагонист, спасатель-жертва-агрессор - треугольник Карпмана, созависимые отношения,
цветущие буйно в нашей стране.
Конечно,
данный вид взаимодействия особенно подойдёт для жителей мегаполиса и вообще для
крупных (и не очень) групп раскрепощенных людей, в провинции он вряд ли
придётся ко двору консервативным людям, ну, а вдруг?
Идея
наизанимательнейшая.
Почитайте
подробнее, кто такой Боаль?
Как его
техники применимы не только к актёрской, а к любой творческой (да и не совсем
тоже) работе?
На что
сделать упор новичкам?
Всем
советую, особенно педагогам, людям творческих профессий, тем, кто по роду
деятельности связан с людьми, а также психологам, студентам, молодёжи, подросткам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий